Актуальность статьи обусловлена необходимостью обобщения теоретических подходов к формированию исследовательской повестки сферы высшего образования. Цель статьи заключается в выделении элементов экономической модели сферы высшего образования на основе анализа соответствующих теоретических концепций. В статье исследованы теории: общественных, индивидуальных и клубных благ, институциональной теории и теории человеческого капитала с точки зрения возможности их использования в процессе описания экономических отношений в сфере высшего образования. Полученные результаты позволили сделать вывод о важности включения в теоретический базис исследования экономических отношений сферы высшего образования проанализированных концепций. Соответствующие теории обосновывают субъектный состав и отношения, возникающие между участниками сферы высшего образования по поводу ресурсного обеспечения, осуществления образовательного процесса, формирования требований к подготовке обучающихся и координации сферы высшего образования со стороны институционального регулятора. В рамках изучения институциональной теории на основе анализа взаимодействия участников сферы высшего образования выявлены укрупненные типы их взаимоотношений, далее на основе предложенной типологии определены субъектный состав и элементы экономической модели сферы высшего образования в теоретических концепциях.