Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска направлений повышения экономической результативности функционирования сферы высшего образования. Поиск методических подходов, позволяющих наиболее достоверно определить объем, динамику, структуру совокупных расходов общества на сферу высшего образования, направлен на формирование оптимальной модели компенсации затрат на осуществление образовательных услуг. Цель статьи заключается в проведении ретроспективного исследования реализуемой модели финансирования сферы высшего образования в разрезе направлений подготовки и стоимостных групп специальностей. Полученные результаты свидетельствуют о существенном сокращении количества студентов, обучающихся по направлениям подготовки, входящим в первую стоимостную группу. Такая ситуация обусловлена в большей степени действием рыночного механизма оценки приоритетности направлений подготовки со стороны абитуриентов, чем перераспределением бюджетных ресурсов в рамках определения объемов государственного задания со стороны регулятора. Данный факт подтверждает стабильная структура финансирования расходов сферы высшего образования при значительной доле компенсации затрат из негосударственных источников по высокозатратным программам подготовки. Можно сделать вывод о том, что программы подготовки, соотносимые с достаточно успешными отраслями национальной экономики, охотно оплачиваются и со стороны населения. Государство, финансируя бюджетные места, скорее компенсирует недостаточный интерес абитуриентов к некоторым программам подготовки ввиду предвзятого отношения к трудоустройству в соответствующих отраслях.