В статье рассматриваются истоки стоического представления о Космосе как Вселенском государстве, прослеживаются его предпосылки, исходящие из специфики первобытного мифопоэтического мышления. Обосновывается тезис, что метафора Космоса-Полиса возникла из поиска ранними греческими мыслителями адекватного философского языка и составляет один из важнейших метафорических кодов в античной поэтике - социоморфный, на базе которого возникли учения о государстве у Платона и стоиков. В статье анализируются противоречия в этическом учении стоиков в контексте социоморфного метафорического кода и предлагается попытка их разрешения через выделение «горизонтально» - гражданских и «вертикально» - божественных коммуникативных связей в стоическом учении, образовывавших своеобразную двойную систему коммуникации с Космосом. Такое представление о мире, фундированное и одновременно выражаемое в образе Космополиса, как бы призывало к “мировой общительности”, “отзывчивости” стоического мудреца на каждое проявление божественного Логоса-Разума. Оно скрепляло имеющиеся этические противоречия между отдельными представителями этой школы, поддерживало цельность учения, не давая забывать главное: все мы живём in urbem dishominisque communem (Sen. Ad Marc. 18,1) и в любом случае должны делать всё для процветания Мирового Государства: - вне зависимости от того, мудрец ты или только желаешь причаститься к тайнам стоической мудрости.