Ссылка для цитирования (ENG)
Шестакова Ирина Григорьевна , Беззубова О. В., Халтурин . А., Дяченок Г. В. Потенциал социогуманитарных дисциплин в процессе подготовки будущих инженеров: анализ мнений обучающихся Перспективы науки и образования . 2024. №2. pp. 114-129. https://pnojournal.wordpress.com/2024/05/03/shestakova-4/
Авторы
Шестакова Ирина Григорьевна , Беззубова О. В., Халтурин . А., Дяченок Г. В.
Журнал
Перспективы науки и образования
Год
2024
Ключевые слова
- организации горного производства
- публичных компаний
- фондового рынка
- экологов
- экономистов
Аннотация
Введение. Высшее образование - один из ключевых факторов, определяющих будущее развитие общества. Новые вызовы, связанные со сверхбыстрыми социотехнологическими трансформациями обусловливают новые требования к специалистам, в том числе к представителям инженерных профессий. Помимо знаний из области естественных и технических наук, современный инженер должен обладать широким спектром так называемых гибких компетенций. Поэтому вопрос о формировании. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос, каким образом данные навыки могут быть сформированы. В частности, специалисты в области развития высшего образования высказывают мнение о незаменимости социогуманитарных дисциплин для решения данной задачи.
Цель исследования – оценка потенциала социогуманитарных дисциплин в процессе подготовки будущих инженеров и выработка предложений по оптимизации их роли в образовательном процессе.
Методы исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был проведен сравнительный анализ российских и зарубежных исследований и экспертных оценок в области проблем современного инженерного образования, оценка влияния конкретных дисциплин в составе структуры инженерного образования на его качество. На втором этапе, был проведен опрос-исследование, в котором приняли участие 548 обучающихся Санкт-Петербургского горного университета. Методы исследования: анкетирование, компаративистский анализ, педагогический консилиум.
Результаты исследования. Итоги опроса показали, что более 60% обучающихся положительно оценивают потенциал социогуманитарных дисциплин, считая их важными для формирования и развития широкого спектра коммуникативных и когнитивных навыков. В то же время 61 % обучающихся отметили, что используемые методики преподавания и содержание рабочих программ не всегда соответствуют их ожиданиям.
Заключение. Результаты опроса подтверждают мнение экспертов, указывающих, что современное техническое образование, для того чтобы быть конкурентноспособным, должно носить более практико-ориентированный характер и обращаться к актуальным проблемам современного социума. По итогам исследования были сформулированы предложения, направленные на решение выявленных проблем в инженерном образовании.