Вторая половина XIX века в Российской империи была временем интенсивного роста капитализма, сопровождавшегося промышленным ростом. В то же время долгое время сохранялась диверсификация промышленности: крупное машиностроение сосуществовало с обрабатывающим и мелким (кустарным) производством. Во время правления императора Александра III произошло усиление позиций тяжелой промышленности, все более широкое использование наемного труда, рост производства и капитала. Капитализм утвердился как доминирующий способ производства. Для России характерно сильное вмешательство государства в промышленную сферу посредством государственного кредитования, государственных заказов, финансовой и таможенной политики. Это положило начало формированию системы государственного капитализма. Большое внимание российское правительство уделяло добывающей промышленности. После присоединения Царства (или, по-русски, «Царство» - авт.) Польши к России, богатые природные ресурсы территории вошли в состав империи. Для эффективного использования природных ресурсов необходимо было изучить зарубежный опыт и разработать соответствующую систему обучения. Данная статья посвящена изучению горнодобывающей промышленности и образования в Королевстве Польском во второй половине XIX - начале XX веков. Рассмотрены особенности использования промышленно значимого угольного пласта. Пристальное внимание уделяется истории основания и функционирования Домбровской горной школы (ныне Домброва-Горница, Польша). Описано административное устройство учебного заведения, набор студентов и их обучение. В статье также увязывается развитие профессионального образования с общей государственной политикой в регионе Вислы и положением чиновников и служащих в образовательных учреждениях. Основными историческими источниками для данной статьи послужили архивные документы Российского государственного исторического архива (РГИА). Кроме того, были изучены воспоминания отечественных горных инженеров, чья профессиональная деятельность была связана с Королевством Польским.